Архитектура и дизайн для устойчивого развития Арктики

Софья Прокопова

Аспирант архитектуры

Уральский Государственный Архитектурно-Художественный Университет;

Младший научный сотрудник

Школа Арктического Дизайна, Томский Государственный Университет 

Урбанизация Арктики сформована культурным и историческим контекстом, поэтому мы видим достаточно разные пути в каждой Северной стране. Советская индустриализация сформировала широкую сеть городов с отдаленными индустриальными центрами. Российская Арктика — дом для самого большого количества людей в циркумполярный мире. Даже если мы посчитаем только города с населением выше ста тысяч человек, то это число будет больше количества людей, живущих севернее 60 широты в Канаде (Sheppard 2017). 

Тем не менее, урбанизация Российской/советской Арктики всегда соперничала с вахтовым методом работы. Мобильность вахтового поселения противопоставлялась статичной инфраструктуре города. Широкомасштабная урбанизация Западной Сибири, запланированная советским правительством, начиналась с поселений, хаотично расположенных добывающими ведомствами вблизи месторождений. Позже эти временные поселения выросли в полноценные города. И в мобильном вахтовом поселении поселении, и в обычном городе жилая среда была сформирована как дополнение к индустрии (Hill & Gaddy 2003). Типичный российский горд в Арктике и сегодня функционирует как ‘центр снабжения’ рабочей силой для продолжающегося промышленного развития. Так, Арктический город воспринимается как временное место жительство для заработка денег, так же как обычно воспринимают вахтовое поселение.
Сегодня месторождения нефти и газа Западной Сибири также разрабатываются вахтовым методом, а такие. Индустриальные города как Новый Уренгой функционируют в качестве базовых городов для вахтовой работы (Heleniak 2013). Это роднит города Российской Арктики с другими циркумполярными городами мира в их высоких колебаниях населения, отдалённостью и четкой индустриальной направленностью. Вместе данные черты делают город в Арктике России уникальным феноменом, во многом противоречащим урбанистической теории, например, в отсутствии агломерационного эффекта (Замятина и Гончаров 2020). 

Данное исследование изучается Арктическую урбанизацию и ее уникальные черты, чтобы увидеть а Арктическом городе вызовы и возможности для архитектуры и городского дизайна. Дальнейшее исследование предполагает поиск архитектурного и дизайнерского вклада в превращение Арктического города в комфортный, безопасный и дружелюбный для жителей. Главная цель — найти/разработать подходы гуманизации городской среды для того, чтобы поддерживать физическое и психологическое здоровье в экстремальном климате. 

В нашем исследовании Арктика рассматривается как вызов и возможность для дизайна и архитектуры. Анализируя теоретические и практические исследования Арктики, мы изучаем инструменты создания физического и психо- эмоционального комфорта человека в городе в Арктике. Материальная среда города и ее эстетические и функциональные характеристики рассматривается как средства для адаптации человека. Эстетически проработанная среда могла бы стать одним из главных факторов комфортной жизни человека в Арктике. Несмотря на распространение вахтового метода, Арктические города в России уверенно сохраняют статус опорных пунстов развития региона. В дальнейшем, в случае если добывающая индустрия потеряет свою актуальность, эти города могут переквалифицироваться в источник городских услуг для региона с хорошо развитым местным бизнесом и образовательными институтами (Замятина и Гончаров 2020). Кроме того, устойчивое развитие городов Арктики требует выхода за пределы ресурсного восприятия региона. Экстремальные условия Арктики, несмотря на ограничения и вызовы, могут создать возможности для архитектуры и дизайна для поиска новых подходов для поддержания психо- 

эмоционального и физического человека в Арктическом городе.