Освоение и развитие территорий Арктики для организации туризма

Еремеева Александра Федоровна

кандидат архитектуры,

доцент кафедры Дизайна архитектурной среды


Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

1. Актуальность развития туристической инфраструктуры в российской Арктике

Арктика – северный полярный регион Земли до сих пор остается для многих «terra incognita» (c лат. «неизвестная земля»). В настоящее время не только Россия и другие приарктические государства, но и многие ведущие страны мира серьезно пересматривают отношение к этому региону. Во многом это вызвано возрастающими техническими возможностями человека по исследованию, освоению и обустройству труднодоступных районов Арктики и, соответственно, повышением конкурентоспособности и рентабельности получаемых из региона ресурсов.

Арктика приносит России 11% национального дохода и 22% объема общероссийского экспорта – в основном, это экспорт минеральных ресурсов. Для устойчивого и сбалансированного развития региона необходимо усиление альтернативных направлений в экономике российской Арктики. Одним из направлений диверсификации экономики российской Арктики является внутренний и международный туризм.

Российская Арктика обладает большим потенциалом для развития туризма, наряду с другими арктическими государствами, где данное направление активно развивается в последние годы. За последние пять лет в мировой практике отмечается положительная динамика роста турпотока в Арктику. Необычный северный ландшафт, редкие природные явления (северное сияние, полярные день и ночь), культура коренных народов, особый животный мир, образ самой Арктики, как неизведанной земли – вот, что привлекает сюда туристов.

Норвегия, Финляндия, Канада, США (Аляска) ежегодно принимают миллионы туристов, посещающих Крайний Север. Для этого строятся новые объекты инфраструктуры, создаются рабочие места, формируется полноценный туристско-рекреационный комплекс. Россия может и должна развивать туризм на Крайнем Севере наряду с зарубежными странами. Уникальное историческое, архитектурное, культурное и природное наследие российской Арктики открывает широкие возможности для привлечения туристов.

Основное внимание данного исследования сосредоточено на анализе туристического потенциала российской Арктики (этапы освоения российской Арктики, особенности климата и природных зон, транспортная инфраструктура, объекты туристического интереса и туристической инфраструктуры) с целью определения нерешенных задач. Материал исследования является научной базой для предложения по формированию архитектурно-пространственной среды туризма для российской Арктики.

2. Этапы освоения российской Арктики. Создание инфраструктуры современного развития арктического туризма

 Первый этап – исторический: до 1917 г.

  • освоение Сибири и крайнего Севера;
  • создание первых исторических поселений.

Второй этап – мобилизационное освоение Арктики: 1917- 1950 гг.

  • планирование строительства городов и предприятий, потребность в индустриальной направленности которых не могла быть восполнена в других районах страны с более благоприятными условиями и с меньшими затратами;
  • привязка новых городов к вновь открытым месторождениям полезных ископаемых;
  • ликвидация транспортной и инфраструктурной ограниченности осваиваемых территорий: развитие транспортных коммуникаций (в первую очередь железнодорожных);
  • приоритет развития промышленного комплекса созданию благоприятной среды проживания.

Второй этап – индустриальное освоение Северных территорий с созданием городов для постоянно проживающего населения: 1950 – 2000 гг.

  • формирование групповой системы расселения;
  • строительство городов, ориентированных на формирование благоприятной среды проживания постоянного населения с полным спектром необходимых условий;
  • работа специализированных проектных институтов для проведения научных исследований в области архитектуры и градостроительства, типовое проектирование для Севера (проведен гигантский объем научных исследований по проблемам строительства в Северной зоне, отработаны проектные решения и сделаны заделы в разработке перспективных типов жилых и общественных зданий);
  • создание монофункциональных городов ресурсной направленности с производственной инфраструктурой, ориентированной на добычу полезных ископаемых;
  • новое качество транспортной инфраструктуры: развитие комплексной транспортной инфраструктуры, включающей автодороги, железные дороги, речной и морской транспорт, развитие авиации.

За счет и на основе созданной инфраструктуры в настоящее время Россия имеет возможность эксплуатировать и осваивать Северные территории в том числе для туризма.

Рисунок 1. Этапы возникновения арктических городов и поселений

Новая стратегия: корректировка модели развития российской Арктики с ориентацией на туризм:

  • Сохранение и модернизация в туристических целях созданного на предыдущих этапах: транспортной и инженерной инфраструктуры, системы расселения, городов и населенных пунктов.
  • Оптимизация и развитие существующей системы расселения: (опорный город — базовый город — вахтовые поселки) с формированием на их базе системы туристско-рекреационных комплексов.
  • Решение проблем моногородов с привнесением новых видов приложения труда (туризма).
  • Изменение стратегии освоения Арктики с опорой только на постоянно проживающее в регионе население: увеличение доли временного  (сезонного) пребывания людей в Арктике за счет туризма.
  • Использование природного ресурса Арктики для развития туризма.
  • Создание современного энергоэффективного комплекса с применением альтернативных источников энергии в арктических городах и поселениях. 
  • Развитие научно-исследовательского и образовательного кластеров в городах Севера.
  • Создание современной информационно-коммуникационной инфраструктуры в российской Арктике.
  • Увеличение качества архитектурных решений и строительства, новая градостроительная политика как важнейший элемент превращения городов Севера в комфортную среду проживания.
  • Охрана и развитие культуры местного коренного населения Арктики.

3. Анализ туристического потенциала российской Арктики

Российская Арктика занимает порядка 3 млн кв. км протяженной с запада на восток территории (18% территории страны), на которой проживает 2,4 млн человек, в том числе 40 коренных народов. Развитие такой большой территории должно вестись системно. Условия российской Арктики для развития туризма крайне разнообразны. Чтобы определить, какие туристические центры в зависимости от возможностей конкретных регионов целесообразно формировать, какие мероприятия осуществить в целях совершенствования организации туристической среды в российской Арктики, предлагается:

1. Базировать систему туристско-рекреационных комплексов на существующей системе расселения. Вначале большинство туристов приезжают в региональный («опорный») центр, где знакомятся с регионом в целом, узнают о его особенностях, культуре, достопримечательностях, а затем формируют дальнейший туристический маршрут по малым («базовым») городам и локальным поселениям, природным объектам в зависимости от их предпочтений и финансовых возможностей.

2. Выделить несколько туристических регионов, территориально и функционально объединяющих места отдыха и туризма, места расселения постоянного населения, территории природного ландшафта на основе общности географического положения и природно-климатических условий.

Рисунок 2. Система расселения как основа системы туризма в российской Арктике

Для выделения туристических регионов были проанализированы:

— элементы первого уровня (базовые элементы), так называемые «преимущества территории»: природное и историко-культурное богатство региона, туристические объекты, которые уже являются посещаемыми или перспективны для включения в туристические маршруты. К данной категории относятся пространства и объекты, которые могут потенциально привлечь в регион туристов; 

Рисунок 3. Охраняемые природные территории

— элементы второго уровня, т.е. инфраструктура, которая способствует раскрытию туристического потенциала (базовых элементов): транспортная инфраструктура (железные дороги, аэропорты, автомагистрали), система питания и гостиничное хозяйство, развлекательно-зрелищная сфера, система розничной торговли, система экскурсионного обслуживания.

Рисунок 4. Существующая транспортная инфраструктура в российской Арктике

Сдерживающим фактором для развития туризма в российской Арктике является недостаточно высокое качество организации туристической среды. Туристско-рекреационная инфраструктура в российской Арктике существует, но не конкурентоспособна т.к не использует в полной мере имеющиеся возможности. В России недостаточно современных комплексов для размещения и организации досуга туристов. Важно отметить, что они существуют не обосновано, не объединены в определенную систему туристических комплексов. Российская Арктика огромна и труднодоступна. Объединение комплексов в единую сеть в соответствии с туристическими маршрутами, ориентированными на определенные группы потребителей, может привлечь больше туристов, чем отдельный объект.

Доклад составлен по результатам проведения научно-исследовательской работы, проводимой в рамках конкурса грантов на выполнение научно-исследовательских работ научно-педагогическими работниками СПбГАСУ (ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет») в 2022 году.